Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования "Город Архангельск"

"Средняя школа № 33"

 

Любить школу - значит любить Родину

 

Родительское собрание

 

Родительское собрание.

Вернуться на страницу "Учителям"

 

(Методические материалы для классных руководителей)

 

1. Цели родительских собраний.

2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.

3. Элементы организации среды собрания.

4. Виды собраний.

5. Формы собраний.

6. Приемы, используемые на собраниях.

7. Первое родительское собрание.

8. Сценарии собраний.

9. Примерные темы собраний.

10. Анкеты к собраниям.

11. Что можно и что нельзя.

12. Некоторые советы родителям и педагогам.


 

 

1. Цели родительских собраний.

(по материалам журнала "Классный руководитель" №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

 

 Общие.

Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.

Повышение педагогической культуры родителей.

Повышение активности в жизни класса.

Повышение ответственности за воспитание учащихся.

Частные.

Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.

Сплочение родительского коллектива.

Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.

Выработка коллективных решений и единых треблваний к воспитанию детей.

Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.

 

Наверх


 

 2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.

Этапы подготовки.

(по материалам журнала "Классный руководитель" №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

I этап. Выбор темы.

Тема не должна быть случайной. Выбор определяется:

* целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;

* закономерностями развития личности школьника;

* особенностями протекания процессов обучения и воспитания;

* логикой формирования педагогической культуры родителей;

* стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.

Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планировние помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.

II этап. Определение целей собрания.

III этап. Изучение научно-методической литературы.

Рассмотрение теоретических вопросов невозможно без обращения к научно-методической литературе. Можно перед собранием предложить родителям изучить некоторые публикации, сдеать выставку литературы для родителей.

IV этап. Проведение микроисследования.

Для получения дополнительной информации по той или иной проблеме целесообразно провести анкетирование и тестирование с небольшим количеством вопросов и заданий. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования: оформлении диаграмм, схем, таблиц.

V этап. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников.

VI этап. Приглашение на собрание родителей и других участников.

Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени.

VII этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Решение – обязательный элемент родительского собрания. О нем, о его принятии часто забыают. Важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект эго решения. Решение может быть:

* классическим – в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление;

* в форме рекомендаций или памяток для родителей.

VIII этап. Оборудование места собрания, оформление.

* Чистый и уютный кабинет.

* Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).

* Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

* На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.

* Таблицы и  диаграммы с результатами проведенных микроисследований.

* Плакаты с памятками для родителей.

* Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.

* Бумага, карандаши, ручки.

 

Этапы проведения.

Вступительная часть.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.

Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Основная часть.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.

 

Наверх


 

3. Элементы организации среды собрания.

 (по материалам журнала "Классный руководитель" 2006-2008 годы.)

 

* Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).

* Классные газеты.

* Эпиграфы к собранию.

* Фонограммы мелодий.

* Видеозаписи о жизни класса.

* Фотография класса.

* Выставка творческих работ учащихся.

* Выставка методической литературы.

 

Наверх


4. Виды собраний.

 (Капралова Р.М. «Работа кл. рук. с родителями»-методическое пособие)

 

Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании

Организационные –составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей.

Тематические –посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.

Итоговые –подведение итогов  учебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.

 

Наверх


 

5. Формы собраний.

1. Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» (Ж/Л «Кл. рук. №7 2006).

2. Традицонное собрание.

3. Консилиум.

4. Дискуссия.

5. Деловая игра.

6. Продуктивная игра.

7. Психолого – педагогический всеобуч.

8. Творческий отчет.

9. Конференция отцов.

10. Собрание мам.

11. Родительские посиделки.

12. Час воросов и ответов.

13. Педагогическая мастерская.

14. Организационно-деятельностная игра.

15. Практикум (Степанов,Ж/Л Кл. рук.№7 2006).

16. Коллективный отдых родителей и детей.

17. Обмен мнениями.

18. Лекция.

19. Беседа.

20. Круг общения.

21. Диспут (Скрипченко Т.И.Ж/Л Кл.рук. №7 2006).

  

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)

Конференция

 При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

 Деловая игра

 При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Диспут

 В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах прн проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация.

 Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

День открытых дверей в школе.

 Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Целесообразно при подготовке к такого рода собраниям проводить мониторинги по соответствующей теме и представлять результаты мониторингов в ходе собрания. Администрация, заинтересованная в повышении эффективности взаимодействия школы и родителей, организует для педагогов обучающие семинары по интерактивным формам, привлекая к этому компетентных специалистов. В таких же активных формах в учительских коллективах целесообразно проводить и педагогические советы, что тоже будет являться определенным тренингом для педагогов.

 

(по материалам ж. "Северная Двина" №2 2006, Панфилова Н.П.,

канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО)

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

 

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

** Корректное поведение участников - спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать...»

** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

 

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно.

Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости», т.е. сведение к абсурду, суть его - показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) -тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.

 

В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

 

Наверх


 

6. Приемы, используемые на собраниях.

«Дерево проблем»

«Фотография класса»

«Старый знакомый»

«Минуты благодарности»

«Острое блюдо»

«ОКНО»

«Шапка вопросов»

«Викторина»

«Волшебная палочка»

 

«Дерево проблем»

Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании.

Накануне собрания учащимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину получения неудовлетворительных оценок, нежелания учиться.(Пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.

«Фотография класса»

Используется для знакомства с родителями. Классный руководитель держит в руках фотографию класса, сделанную 1-го сентября и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье.  Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители этого ученика , расскажите немного о себе, представьтесь».

Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.

«Старый знакомый»

Используется при выборах родительского комитета. В его состав предлагают тех, чьи дети уже учились в этой школе.

«Минуты благодарности»

Классный руководитель благодарит тех родителей, чьи дети  добились успехов в учёбе или проявили себя в других хороших делах.

«Острое блюдо»

Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для класса, для отдельных родителей, посылаются классному руководителю по электронной почте или пишутся прямо в классе на бумажкам и складываются в коробочку(перечницу), которая передаётся родителями по кругу под музыку. Тот , на ком музыка остановилась, отвечает на вопрос.

«ОКНО»

(Очень Короткие НОвости)  Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания

«Шапка вопросов»

Роди­тели сочиняют друг для друга во­просы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая до­станется. Как отвечать - совещаются по парам (хотя  тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).

Чтобы все шло гладко как по мас­лу, желательно соблюдать эле­ментарную режиссуру. Она нехит­рая - давать задания маленькими шажками. «Разберите листочки... Готово? Теперь сочините первый вопрос... Кто готов - отнесите свою записку в шапку». И так далее.

Типы вопросов - классические. Первый тип - вопрос «формаль­ный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школь­ной жизни и заведенных порядков: когда в последний раз был диктант? как зовут медсестру?., кто?., сколь­ко?., где?., куда?.. И так далее.

Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, - вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить. Его нужно пос­троить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому пово­ду, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын идиот, а вы?»)

Третий тип - я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.

Еще раз напоминаем. Если учи­тель все свалит в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возь­мете, потом напишете, затем поло­жите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть сложа руки. Если же продвигаться ма­ленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Глав­ное - учителю запастись сочувстви­ем, терпением и мужеством их не перебивать.

«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каж­дый. Это возвышает их в собствен­ных глазах.

«Викторина»

Учитель выкладывает на свой стол листоч­ки из ученических тетрадок(луч­ше старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери.

Тут требуются некоторые режис­серские комментарии.

Все листочки учителю лучше за­ранее пронумеровать и составить для себя список с расшифровкой, чтобы оперативнее помогать роди­телям и решать спорные вопросы.

Листочки из старых тетрадей луч­ше выбирать те, где меньше оши­бок (или совсем нет). Иначе неко­торым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы вы­ставить на позор успеваемость их ребенка.

Если учитель работает в началь­ных классах, то в его распоряжении будут тетради и по математике, и по русскому. Тогда викторину можно провести в два этапа. Сначала раз­ложить листики с цифрами и уж по­том - со словесностью.

«Волшебная палочка»

Существует множество вариантов эстафет с общим названием «вол­шебная палочка». «Родительский» вариант заключается в следующем.

«Волшебную палочку» - карандаш, линейку или зонтик - родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество лич­ности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспи­танный и т.п.).

Первый кон - по эстафете родите­ли называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно под­сказывать! Обычно на втором-тре-тьем круге открывается второе ды­хание. Поэтому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.

Второй кон - теперь называются качества отрицательные. И опять не­сколько кругов.

Третий кон - вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из про­звучавших отрицательных качеств, а справа - одно из положительных.

Когда эстафета с мелком закончит­ся, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый кон. Теперь стоя нужно сообразить, ка­кое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переде­лать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положитель­ных. Сообразив, нужно подойти к до­ске и стрелкой соединить эти качест­ва, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, что из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрел- кой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сооб­разительностью. И т.д. и т.п. Теперь любой роди­тель, для кого это отри­цательное качество их ребенка доставляет мно­го хлопот и огорчений, может обратиться к ав­торам стрелок за помо­щью, разъяснениями и консультациями.

Содер­жание пятого кона - взаимные кон­сультации родителей по воспитатель­ным проблемам. Прямо открытие народного «родительского универси­тета»! Учителю остается только похва­ливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствую­щую литературу. И для себя, и для за­интересованных родителей.

 

Наверх


7. Первое родительское собрание.

(по материалам журнала «Народное образование» №6-2009, Ольга Лепнева, Елена Тимошко)

Первое родительское собрание имеет особое значение в формировании коллектива учащихся, объединении родителей, становлении родительского сообщества как коллектива. От того, как оно пройдет, зависит произойдет ли взаимовосприятие родителей и кл.рук-ля, будут ли согласованы цели и требования, будет ли налажено сотрудничество родителей и школы. Цель собрания – определить общие подходы в воспитании путем взаимоинформирования, совместного определения перспектив сотрудничества школы и родителей класса.

ЗНАКОМСТВО первый этап собрания.

* Рассказ классного руководителя о себе. Родителям очень важно знать, какому человеку они доверяют своего ребенка. Потребность в этой информации велика – лучше получить ее из первых рук. Кроме того, искренний рассказ кл. рук. Задает тон необходимого уровня доверия в общении.

* Знакомство с родителями. Прием «Фотография класса».

* Рассказ о школе. Кл. рук. Разъясняет особенности школы, рассказывает о традициях, укладе, режиме деятельности, ожидаемых результатах. Демонстрирует символику школы: эмблему, флаг, гимн, элементы формы, разъясняет ее смысл для воспитания учащихся.

Каждому родителю выдается буклет – визитка школы.

ОРИЕНТИРЫ второй этап собрания.

Кл.рук определяет общие подходы  в воспитании, говорит о необходимости тесного сотрудничества семьи и школы, о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы. После этого родители в микрогрупах обсуждают вопрос: «Каким я хочу видеть своего ребенка на выпуске из школы?». После 7мин обсуждения представитель каждой группы выражает общее мнение. Кл. рук. Фиксирует на доске качества учеников – выпускников, которые желают видеть родители, значимые ценности.

Резюмируя высказанные мнения, классный руководитель обязательно акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях семьи и школы, обращает внимание, что результатов в развитии личности учащихся можно достичь лишь совместными усилиями в тесном сотрудничестве.

Кл. рук. Обращает внимание, что движение к дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий. Далее он представляет свое видение организации жизни в классе: ценности, модель организации деятельности, требования, режимные моменты, основные формы. Педагог договаривается с родителями о регулярности встреч и системе информирования, поясняя их значимость. Важно, чтобы «ниточка понимания», общей информированности не прерывалась, тянулась от встречи  к встрече.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫтретий этап собрания.

* Видеозапись класса в уже состоявшихся делах. Материалы, отражающие жизнь класса за прошедший период, и краткий их комментарий (газета, лучшее сочинение, лучшая тетрадь)

* Работа в микрогруппах. Они разбиваются в другом составе, в течение 5 мин отвечают на вопросы:

** Какие проблемы вы хотели бы обсудить и решить на собрании в этом году?

** С кем из учителей вы хотели бы встретиться на собрании?

** В организации и обогащении каких дел готовы поучаствовать родители?

Кл.  рук. Старается, чтобы каждый родитель увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности классного коллектива.

* Выборы родительского комитета.

Кл. рук. Рассказывает о его функциях, сроки деятельности. Микрогруппы предлагают своих кандидатов.

 

Наверх


 

8. Сценарии собраний.

«Компьютер -не забава»

«Переходный возраст»

«Гостиная для родителей «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

«Родительское собрание для мам и дочерей «СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СЧАСТЛИВ ДОМА»

«Папа, мама, я – читающая семья»

«Вечная проблема»

«Поступаем в ВУЗ»

«Телепередача «ВЕСТИ»

 

«Компьютер -не забава».

Родительское собрание в 7-м классе

 

Этапы подготовки собрания:

I этап. Анкетирование родителей по теме собрания

Анкеты заполняются дома до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения. Вот пример анкеты для родителей к собранию по теме «Компьютер -не забава»:

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Кто больше «общается» с компьютером - вы или ребенок?

3. В каких целях чаще всего используется компьютер дома вами и ребенком?

4. Сколько времени (в среднем в день) ваш ребенок проводит у компьютера? Регулируете ли вы время, проводимое ребенком у компьютера?

5. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми?

6. Подключен ли ваш домашний компьютер к Интернету? С какой целью?

7. Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб (Интернет-кафе)?

8. Вызывает ли у вас это тревогу?

9. Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе (Интернет-кафе)? Ка­ковы ваши впечатления?

10. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных техноло­гий в учебном процессе и при подготовке домашних заданий?

II этап. Изготовление приглашений.

Каждой семье с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений для родителей принимали уча­стие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. Дети подбирают кар­тинки с юмором по теме. Можно устроить конкурс на лучшую картинку! Вот при­мер такого приглашения:

«Уважаемые (имя и отчество обоих родителей)!

Приглашаю вас на родительское собрание по теме «Компьютер - не забава».

Буду рада вас видеть 23 января в 18.30 в нашем кабинете.
                Заранее благодарна, Регина Васильевна».

III этап. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток я делаю актуальным, текст печатаю крупным шрифтом.

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

* Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

* Ребенок не должен работать на компьютере более 1.5-2 часов.

* Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

* Если ребенок не имеет компьютера дома и
посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает
и с кем там общается.

* Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести па­роль, чтобы сделать невозможным доступ к нему без разрешения родителей.

* Не усаживайте ребенка за уроки сразу после общения с компьютером и не раз­решайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на четверть часа он выйдет на све­жий воздух, а вы тем временем проветрите комнату.

* Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер помогает этому - скажем, набрать и отпечатать пригласитепьные билеты на домашнее торжество, поздра­вительный адрес, генеалогическое дерево вашей семьи.

* Работая с компьютером, через 30-40 минут депайте небольшие перерывы, во вре­мя которых полезно посмотреть на деревья, аквариумных рыбок.

* Работа ребенка за компьютером должна носить исследовательский характер. Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребенка к меняющимся условиям бытия.

IV этап. Подготовка выставок по теме собрания.

Я знакомлю родителей с образцами работ их детей (рисунки, сценарии, поделки с уроков технологии, лучшие тетради...). Все работы выставляются до начала собра­ния. Лучшую работу выбирают родители. Победителю потом вручается приз.

V этап. Запись ответов детей по теме собрания на видео или магнитофон.

Этот этап очень нравится и детям, и родителям. Он очень оживляет работу на

собрании. Однажды к собранию о поощрениях и наказаниях мы с детьми делали даже «человека в маске» - сами понимаете, тема-то деликатная.

VI этап. Написание плакатов с высказываниями по теме собрания.

Высказывания подыскивают сами ребята. Иногда подключаются и учителя-
предметники, библиотекарь. «Написание хороших программ требует ума. вкуса и терпения». «Компьютер - мясорубка для информации». «Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему об­ращается».

VII этап. Заседание родительского комитета за две недепи до собрания

Здесь происходит распределение обязанностей по подготовке собрания:

* ответственный за музыкальное оформление,

* ответственный за организацию конкурсов,

* ответственный за проведение рейдов проверки

* ответственный за оформление класса и парт.

До начала собрания я обычно включаю музыку, чтобы не было «гробовой» тишины при сборе родителей. На партах, расставленных по кругу, выставляю карточки с именами и отчест­вами родителей (для этого использую подставки для ценников), конверты с оцен­ками детей и краткие характеристики-наблюдения, рекомендации учителей-предметников (другим родителям это знать необязательно), памятки, сигналы крас­ного, желтого, зеленого цветов. Время проведения мы уже не регламентируем, но более двух часов обычно не бывает.

 

Этапы проведения родительского собрания.

I этап. Вступление

Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

II этап. Дискуссия

Важно, чтобы беседа не затягивалась, не рассматривалось большое количест­во вопросов и ситуаций, не обязательно все присутствующие должны высказать свое мнение по вопросу, достаточно и трех-четырех человек.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в каче­стве примеров моменты из жизни детей класса. Рассказывая о нежелательных по­ступках детей, не надо называть их фамилии.

Беседу проводим сидя, никто не встает. Переходы от одной ситуации к дру­гой иногда разделяю короткой музыкальной паузой.

По необходимости включаем в дискуссию видео-, аудиозаписи.

III этап. Самоанализ

Я зачитываю пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители поднимают сигнал зеленого цвета, если не всегда - желтого, если не выполняется - красного. Подытоживая эту работу, следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

IV этап. Практическая часть

Выполнение всеми родителями практических заданий по теме собрания (в нашем случае это разучивание точечного массажа, гимнастики для глаз и др.).

ГИМНАСТИКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса

1. Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Расслабить плечи.

2. Руки согнуть перед грудью. На счет 1-2 - пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3-4 - то же, но прямыми. Повторить 4-6 раз. Расслабить плечи.

3. Ноги врозь. На счет 1-4 - последовательные круговые движения руками назад; 5-8 -вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Расслабиться.

4. Руки вперед. На счет 1-2 - ладони вниз, 3-4 - ладони вверх. Повторить 4-6 раз. Рассла­биться.

5. На счет 1 махом развести руки в стороны, слегка прогнуться. На счет 2. расслабляя мыш­цы плеч, уронить руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для туловища и ног

1. На счет 1-2 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счет 3-4 - то же, но в другую сто­рону. Повторить 6-8 раз.

2. Ноги врозь, руки за голову. На счет 1- резкий поворот налево, на счет 2 - направо. По­вторить 6-8 раз.

3. Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 - наклон туловища налево, 3-4 - направо. Повто­рить 6-8 раз.

4. Ноги врозь, руки на поясе. На счет 1-2 - прогнуться назад, 3-4 - наклониться вперед. Повто­рить 4-6 раз.

5. Ноги врозь, руки в стороны. На счет 1- 2 - резкий поворот направо, 3-4 - налево. Повто­рить 4-6 раз.

Глазная гимнастика у компьютера

1. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения от­киньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд)

 

Наверх


 

9. Примерные темы собраний.

5-Й КЛАСС

Сентябрь. Первый раз в пятый класс

Ноябрь. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости

Январь. Формирование у подростков правосознания и культуры поведения

Март. Формирование нравственных качеств личности подростка

Май. Эстетическое воспитание школьников в семье

6-Й КЛАСС

7-Й КЛАСС

8-Й КЛАСС

9-Й КЛАСС

10-Й КЛАСС

11-Й КЛАСС

 

5-Й КЛАСС

Сентябрь. Первый раз в пятый класс

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-го класса.

Характеристика учебной программы 5-го класса, введение новых учебных пред­метов, знакомство с учителями-предметниками.

Воспитание интереса к учению. Мотивы учения.

Источники познавательной активности и самостоятельности пятиклассников.

Воспитание и развитие наблюдательности, развитие внимания.

Особенности мышления, средства его развития.

Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость и глубина.

Роль родителей в развитии познавательных способностей, устной и письменной речи подростка.

Создание в семье благоприятных условий для учебных занятий и полноценного отдыха детей.

Ноябрь. Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости

Своеобразие младшего подросткового возраста. Необходимость знания его ро­дителями в целях успешного воспитания.

Возрастное несоответствие сердца, его увеличение в объеме и отставание разви­тия кровеносных сосудов. Повышение кровяного давления, головная боль, сла­бость, утомляемость.

Развитие желез внутренней секреции, повышенная возбудимость, раздражи­тельность, проявление бурных реакций - аффектов. Слабость нервной системы подростков.

Стремление родителей поддерживать доброжелательные взаимоотношения в семье, педагогический такт.

Создание необходимых гигиенических условий в семье: свет, чистый воздух, нормальная температура, соблюдение правил личной гигиены, рациональное 

питание, соблюдение режима дня.

Занятия гимнастикой, физкультурой и спортом.

Специфика воспитания мальчиков и девочек в семье.

Предупреждение нервных и инфекционных заболеваний у подростков.

Профилактика детского травматизма.

Январь. Формирование у подростков правосознания и культуры поведения

Нормативные правовые документы, регулирующие охрану здоровья детей и подростков.

Помощь родителей в формировании у подростка общего представления о зако­нах российского государства.

Особенность ознакомления подростков в семье с основными правами и обязан­ностями российских граждан, правилами поведения в школе и общественных местах.

Обсуждение в семье книг, статей, радио- и телепередач, посвященных правовым вопросам.

Проведение родителями бесед о соблюдении законов, норм и правил поведения.

Соблюдение правил дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

Привитие родителями чувства уважения к окружающим, воспитание чувства от­ветственности за свои действия и поступки, нетерпимости к нарушениям обще­ственного порядка.

Март. Формирование нравственных качеств личности подростка

Основная заповедь морали: поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейного воспитания и участия в разнообразной совместной деятельности.

Забота семьи о формировании положительных нравственных качеств личности.

Воспитание патриотизма, гуманизма, коллективизма в семье.

Воспитание трудолюбия и ответственности, общественной активности, дисцип­линированности.

Роль родителей в воспитании честности, правдивости, скромности, уважения к старшим, чуткости, доброжелательности.

Нравственная основа правил поведения для учащихся.

Роль православной культуры в формировании нравственных качеств личности.

Май. Эстетическое воспитание школьников в семье

Воспитание эстетических понятий и чувств.

Формирование у подростков понятий прекрасного в природе, искусстве.

Внешний облик человека, манера поведения.

Культура речи, умение общаться, вежливость, тактичность.

Умение одеваться со вкусом. Культура и гигиена одежды.

Культура быта семьи.

Воспитание эстетических идеалов, любви к прекрасному под влиянием живопи­си, музыки, кино, телевидения, художественной литературы.

Развитие у подростков творческих способностей, умений петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

Занятия по развитию эстетических навыков в школе, дома и во внешкольных учреждениях.

 

Наверх


 

10. Анкеты к собраниям.

Анкеты к родительскому собранию

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»

(По материалам ж. "Классный руководитель" №7, 2006 год)

Анкета для родителей

* Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашних заданий?

* На какие предметы больше всего затрачивает времени?

* Помогаете ли Вы ему? По каким предметам?

* Объективно ли выставляются оценки за домашнюю работу?

* Всегда ли записано домашнее задание? Если не записано, чем ребенок это аргу­ментирует?

* Объективно ли. по мнению ребенка, учитель комментирует оценку?

Анкета для учителей

* Всегда ли Вы задаете по своему предмету задания на дом?

* Учитываете ли возраст и возможности обучающихся?

* Назовите обучающихся, которые хорошо выполняют задания по Вашему пред­мету.

* Назовите обучающихся, которые плохо выполняют или не выполняют задания вообще?

* Выясняете ли Вы причину невыполнения заданий?

* Комментируете ли оценки за выполнение домашних заданий?

* Как поощряете обучающихся за выполненное домашнее задание?

Дайте рекомендацию родителям по теме предстоящего собрания.

Анкета для школьников

* Сколько времени ты выполняешь домашние задания?

* На какие предметы больше тратишь времени? Почему?

* Выполняешь ли сам(а) или с помощью взрослых?

* Проверяют ли работу взрослые?

* Доволен(а) ли ты всегда оценкой за домашнюю работу?

* С каким настроением выполняешь задания дома?

* Успеваешь ли записывать задания на уроках?

* Списываешь часто?

* Если не выполнишь, что скажешь учителю?

 

Анкеты на изучение взаимоотношений «РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ»

(По материалам ж. "Классный руководитель" №7, 2006 год)

Анкета для учащихся

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

* Считаете ли вы. что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

* Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по сво­им личным делам?

* Интересуются  ли  родители  вашей учебой,  проблемами   по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

* Знают ли родители ваших друзей?

* Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

* Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?

* Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

* Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

* Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

* Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?

А телевизионные передачи, фильмы?

* Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее?

* Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?

* Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?

Учитель подсчитывает результаты.

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, ино­гда» - 1 балл,

«нет» - 0 баллов.

Полученный результат записывается - он приго­дится для проведения родительского собрания

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

* Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

* Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?

* Интересуются ли они вашей работой?

* Знаете ли вы друзей ваших детей?

* Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

* Проверяете ли вы, как они учат уроки?

* Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

* Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

* На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ни­ми, или хотят проводить их «без взрослых»?

* Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

А телевизионные передачи и фильмы?

* Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

* Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

* Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, иногда» - I балл,

«нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и не­достаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо при­нимать срочные меры для их улучшения.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей ин­терпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

Если учитель видит заинтересованность родителей, он может предложить им оценить себя как родителя в следующих тестах.

Тест № 1 для родителей: «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

* Сколько раз тебе повторять!

* Посоветуй мне, пожалуйста.

* Не знаю, чтобы я без тебя делал(а).

* И в кого ты только такой(я) уродился(ась)!

* Какие у тебя занимательные друзья!

* Ну на кого ж ты похож(а)!

* Вот я в твое время!

* Ты моя опора и помощник! ца)!

* Ну что за друзья у тебя!

* О чем ты только думаешь!

 

Наверх


11. Что можно и что нельзя.

(По материалам журнала «Классный руководитель» №7 2008,

к.п.н., проф., главный редактор журнала Лизинский В.М.)

 

Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:

* нельзя необоснованно захваливать детей;

* нельзя, сравнивая детей. Хвалить одних и ругать других;

* нельзя упрекать родителей;

* нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей,
вместе с детьми и вместе с родителями;

* нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, н, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие к ребёнку никакого отношения;

* нельзя выдавать случайные рекомендации;

* нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю
(любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать ро­
дителям некие педагогические сентенции;

* нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения от­ношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родитель­ских инициатив;

* нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;

* нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе или классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;

* нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскур­сий, походов;

* нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним до­мой, поскольку без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы ро­дителей делать это категорически незаконно и неэтично;

* нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;

нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправ­
ления;

* ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей - как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;

* нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сооб­щения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;

* нельзя выказывать своё почтенное отношение к одним родителям и без­различное к другим;

* нельзя затягивать родительское собрание более чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;

* нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному ру­ководителю;

* нельзя приглашать на родительское собрание учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а адми­нистрации школы;

* нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников...), собрание должно быть пре­кращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предпри­няты для недопущения подобного впредь;

* нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педа­гогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности И безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;

* нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;

* нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последст­вия этих сообщений (это может стать причиной избиений, злобных зару-гиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления пе­реживаний, может привести к детскому суициду);

* нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы куль­турного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагает не курить, не злобство­вать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать по­эзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечерин­ки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);

* не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачи­тывания правил, инструкций, приказов.

 

На родительском собрании можно:

* совместно с родительским активом устроить чаепитие;

часть родительских собраний проводить совместно с детьми;

* делить родительские собрания на официальную и креативную часть, где
каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение сти­
хов, проведение конкурсов, семейных игр);

* внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;

* на первых же собраниях в первый же год работы следует избрать постоян­ных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поруче­ний всем или большинству родителей;

* проводить родительское собрание сначала в форме индивидуального собе­седования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководите­ли, которым действительно есть что сказать);

* дать возможность каждому родителю в письменном или устном виде из­
ложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;

* все виды планов и программ составляются только и обязательно с участи­ем родителей и в определенных случаях - детей;

* если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведе­
нию собрания как важного организационного, координационного и воспи­
тывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и
отпустить родителей, чем оказаться мишенью для насмешек и увеличить
собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;

* на собраниях хорошо выслушать рассказы успешных родителей об устоях и традициях жизни в их семье, важно из числа родителей и родственников находить тех специалистов, которые могли бы поделиться специальными знаниями;

* классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успе­хом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;

* классный руководитель, должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периоди­ки по этим же проблемам;

* важно проводить родительские собрания в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям на­звать эти ситуации, или взять их из книг, или придумать самим.

 

Наверх


 

12. Некоторые советы родителям и педагогам.

 

Наверх

Вернуться на страницу "Воспитательная работа"


 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"