Страничка психолога

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа № 33"

 

Любить школу - значит любить Родину

 

 

Страничка психолога

 Как готовиться к экзаменам

 Особенности адаптации детей к школе

 Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе?

 Рекомендации от психолога школьникам. Школа и ты.

 ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

 

 

 

 

 

«Как готовиться к экзаменам»

Как подготовиться психологически

  • Повтори сначала самое  легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  • Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
  • Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  • Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить

Режим дня

Раздели день на три части:

  • готовься к экзаменам 8 часов в день;
  • занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй-8 часов;
  • спи не меньше 8 часов;
  • если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменом не стоит наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При  одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами . Чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти. Чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач.

вверх

 

 

Особенности адаптации детей к школе

 Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе:

- это поступление в первый класс;

- переход из начальной школы в среднюю (5 кл);

- переход из средней в старшую (10 кл).

 

В литературе по данному вопросу основное внимание уделяется преимущественно первоклашкам, однако нам представляется важным поговорить обо всех.
Итак, на что нужно обратить внимание родителям в эти переходные периоды?

 

Начнем с первоклассников. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

 

Каковы признаки успешной адаптации?

 

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

 

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

 

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успехе, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

 

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

 

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

 

Отдельно необходимо сказать и об отношения с учителем.

 

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом.

Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

От учителя зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это - немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваш отпрыск мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает – очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.

Второй кризисный этап в школьной жизни - это переход из начальной школы в среднюю. Литературы на эту тему не так много, как хотелось бы. А ведь именно этот период (10-14 лет) считается одним из самых беспокойных в семейном воспитании.

 

В чем особенность адаптации этого момента?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба.

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с «двойками» в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

И последний важный этап, который проходит школьник в процессе обучения в образовательном учреждении – это переход в статус старшеклассника.
Если вашему ребенку придется перейти в другую школу (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые мы давали для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.

Какие особенности необходимо учитывать родителям взрослых школьников? Во-первых, часть детей (видимо, все же, не большая) уже определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних.   Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией – а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за "мимолетное увлечение".

Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.    Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Таким образом, резюмируя, отметим, что успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле. И мы надеемся, что знание некоторых "тонких моментов" в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.
 
В заключение советуем обратить ваше внимание на книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе.
1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.
2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. Минск.1998.
3. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! Ярославль.1999.
4. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.
5. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. М.1999.
6. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

 

вверх

 

Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе?

          Личный мой опыт и опыт моего ребёнка подсказывает, что может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу и вы, как родители, готовы терпеть достаточно большое количество жалоб на вашего ребёнка и умеете быть гибкими.
          Эффективность обучения  по инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребенка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого.
           Принимая решение об обучении вашего ребёнка-аутиста в обычной школе, вы должны руководствоваться не вашим желанием «хочу, чтоб был, как все», а способностями и потребностями ребёнка. Нужно детально взвесить все за и против определения аутичного ребёнка в обычную школу, где требования, несмотря на инклюзивность, будут предъявляться к ребёнку те же, что и к остальным детям.
           Критически оцените состояние ребёнка, иначе от обучения на общих основаниях ребёнок получит вред, а не пользу, и его аутичное состояние ухудшится. Оцените ребёнка по следующим показателям. Причём лучше, если ребёнка по списку, приведённому ниже, оценит несколько человек: мама, папа, бабушка, дедушка, педагог ребёнка (а лучше два разных педагога).
           Оцените сформированность каждого навыка от 0 до 5 баллов, где 0 – отсутствие навыка (умения), 1 – навык на начальной стадии обучения, 2 – навык на стадии автоматизации, 3- навык на стадии закрепления (демонстрируется примерно в 70 % случаев), 4 - навык относительно устойчив (демонстрируется в 80-94% случаев), 5 – устойчивый навык (демонстрируется в 95-100% случаев любым людям в любой ситуации, в любом месте). Сложите все показатели по каждой группе, выведите среднее арифметическое.
         Если по какой-то группе навыков у вашего ребёнка получилось менее 2,5 баллов – то обучение ребёнка в школе слабовероятно.
         Если 2,6-3,3 балла - то по данной группе навыков способности ребёнка недостаточны для обучения в школе.
          3,4 - 3,9 балла – низкий уровень, пограничное состояние, но возможно обучение при определённых условиях и продолжении сопутствующей коррекции.
         Навыки достаточные для обучения в школе лежат в диапазоне от 4 до 5 баллов.
         После вычисления среднего арифметического показателя по каждой группе навыков, вычислите общий показатель готовности. Для относительно беспроблемного обучения в школе нужно набрать не менее 4 баллов.

 

Наличие базисных функциональных навыков:


• Устойчивый зрительный контакт (не менее 3 минут)
• Умение терпеливо ждать не менее 10 минут
• Сдерживание стереотипичного поведения и аутостимуляций на публике
• Закрепленный навык использования туалета и умения одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, собирать вещи , необходимые для обучения
• Усидчивость (способность заниматься 30-35 минут без перерыва)
• Умение выполнять художественно-изобразительную деятельность (способность к отображению предметов по просьбе, причём без зрительной ориентации – без срисовывания)
• Точное выполнение инструкций (в группе, в пространстве, обусловленные инструкции, способность к выполнению серии действий при удержании инструкции в голове.
• Имитация действий, серий действий.
• Сопоставление фактов и информации с накопленным багажом знаний.
• Умение анализировать, синтезировать информацию и делать выводы и действовать согласно выводам.
• Способность выполнять действия без прямого контроля со стороны взрослого ( т.е. взрослый не должен сидеть рядом и постоянно подталкивать и напоминать, не должен водить рукой ребёнка по тетради и подсказывать на ухо ответы)

 

Речевые навыки


• Способность отвечать на приветствие и приветствовать.
• Словарный запас ( и пассивный, и активный) в пределах возрастной нормы
• Отсутствие грубых аграмматизмов в речи
• Сравнительно чёткая дикция, минимум «логопедических» проблем.
• Способность к спонтанным просьбам, в том числе и умение просить помочь.
• Умение отвечать по существу на вопросы, отсутсвие эхолалии в речи.
• Умение рассказывать информацию о себе
• Умение описывать прошедшие события
• В речи - развёрнутые предложения, обширный запас прилагательных,  употребление сравнений.
• Употребление сложносочинённых предложений.
• Правильное употребление и понимание смены смысла глагола от приставочной части.
• Использование уменьшительно-ласкательных форм существительных
• Использование местоимений, правильное согласование глагола и местоимения.

 

Академические навыки в области математики и логики


• Понимание один-много-ни одного
• Умение сделать одинаково по количеству, больше-меньше.
• Навык порядкового счёта от 1до 10 и обратно.
• Понимание состава числа в пределах 5, умение решать простые задачи (на уровне «было 5 птичек, две улетели, сколько осталось»)
• Знание простых геометрических фигур.
• Умение ориентироваться в пространстве ( право - лево, вверху - внизу, над-на-под-за из-за из-под, между), в том числе и плоскостном (правый верхний угол листа, нижний левый и т.д.)
• Умение ориентироваться во времени (время суток, дни недели, сезоны и их признаки, вчера-сегодня-завтра)
• Знание противоположных понятий: толстый-худой, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий и т.п.
• Освоенные азы классификации: одинаковый, лишний предмет, похожий, обобщающие понятия.
• Умение конструировать по образцу простых конструкций из 6-7 деталей.
• Умение вычленять часть и целое (назвать части стула, части тела животного, части тела человека, собирать паззлы из 16 и более частей.

 

Академические навыки в области чистописания и творческие навыки.


• Выполнение перерисовок, умение дорисовать половинку простых предметов (грибок, ёлочка),
• устойчивое обведение по контуру, вырисовывание по образцу простых элементов букв (палочка, крючок, «локоток», петля и т.д.)
• Умение работать с трафаретом, ножницами, пластилином.
• Умение рисовать карандашом, красками и кисточкой.
• умение не только перерисовывать, но и нарисовать предмет "по памяти".

 

Навыки игры


       Ребёнку должен легко даваться поиск партнеров для игры, самостоятельная игра, понимание правил игры. При этом должна быть способность к развёрнутой сюжетно-ролевой игре или контакт с одноклассниками будет затруднён.
      Знайте: следует обучить ребенка всем необходимым навыкам (или большинству этих навыков) еще до начала инклюзии.

 

Повседневное нахождение в школе - некоторые сложности.


          Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на  переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих аутичных детей нестерпимы.      После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.
          Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то аутичный школьник не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из коллеи.
         Сложно и на таких, казалось бы, простых роках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень - это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья - это лес, а не осень. Дождь и лужи - пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок-аутист может впасть в панику от непонимания смысла задания.
           У аутичных детей с сохранным интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошое памяти вместо изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление описания по картинке - приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.
          При недостаточно чётком понимании гендерных различий, могут возникнуть проблемы при посещении туалета или в раздевалке перед физкультурой. Задача учителя или классного руководителя - тщательно спланировать время обучения и порядок выполнения действий, чтобы помочь ребенку оставаться сосредоточенным и избежать возникновения поведенческих проблем. Но не всегда учитель может это сделать.
         Например, учитель-женщина не имеет права помогать мальчикам при переодевании. Вспоминается уникальный случай в моей практике, когда маме аутичной девочки с высоким интеллектом было рекомендовано домашнее обучение по единственной причине – девочка не умела сама справляться с некоторыми гигиеническими навыками, и в случае необходимости это делать, оставалась в туалетной кабинке и кричала оттуда: «вытрите мне попу».

 

Дополнительное обучение необходимых навыков вне школы.

         У многих аутичных детей темп приобретения навыков замедлен - то, что нормативно развивающийся сверстник может выучить за один урок - аутичный ребенок должен повторять неоднократно. Необходимо постоянное сопровождение ребёнка-аутиста, даже высокоинтеллектуального, дефектологом для его успешного обучения в обычной школе. Но вас не должно это пугать, большинство обычных детей занимаются параллельно школьному обучению с репетиторами - и никто не видит в этом ничего страшного!
          Оправдано обучение в 2 этапа: с дефектологом ребёнок занимается с опережением по школьным учебникам. Это позволит демонстрировать хорошие результаты в школе, не бояться выйти к доске или ответить с места. В идеале, между дефектологом и учителем в школе должен быть контакт. Это позволяет помочь учителю класса спланировать учебный процесс, выделить цели для обучения, а также стать связующим звеном между всеми участниками программы - родителями, учителями и самим дефектологом. В младших классах такой контакт обеспечить можно! В средних, увы, гораздо сложнее, так как далеко не каждый учитель готов адекватно реагировать на "особого" ребёнка и искать к нему контакт, подстраивая школьные нагрузки под его особенности. И тут можно сколько угодно говорить о низкой культуре людей, проблема глубже - учителя поставлены в жёсткие рамки требований к их деятельности. И если из-за проблемного ученика, его выкриков или неадекватного поведения класс не усваивает материал и показывает низкие результаты на тестированиях, то отвечать придётся педагогу. В том числе и своей зарплатой. Так что, учителя школ совсем не заинтересованы в наличии ребёнка-инвалида в их классе.

Самые большие проблемы.


          Самые большие проблемы возникают при адаптации и поиске своего места в коллективе. Давайте будем смотреть правде в глаза: детский коллектив редко принимает с любовью "особого" ребёнка. Всё, что не понятно, не похоже - пугает. И поведение аутиста смешит, но вместе с тем пугает обычных детей. Реакция на страх у детей психологически одинакова: более воспитанные дети избегают "особого" одноклассника, а менее воспитанные и дети с негибким мышлением - начинают тиранить такого ребёнка. Понятно, что уровень воспитания закладывается в семье, и вам, увы, не под силу повлиять на отношение к особым детям взрослых людей. В классе из 30 человека всегда найдётс хотя бы 2 родителя других детей из категории "моральный урод", которые будут рады высказать, что этого ребёнка, раз уж аборт не сделали во время, теперь нужно в интернат запихнуть или вообще "почему государство их за 100 км не отсылает".
           И дети заимствуют такое отношение, увы. Но откровенная грубость - это не самое неприятное. Страшнее травля тайком. Некоторым детям удовольствие доставляет "подставлять" аутиста. Они вроде как дружат, приглашают в игру, и доверчивый аутист рад такому предложению, а ребята поддбивают аутиста ради дружбы на какой-нибудь нехороший поступок, а потом радостно смотрят на то, как ему достаётся от учителей. А учителя в таком случае ещё раз подтверждают своё мнение, что "ТАКОМУ РЕБЁНКУ ТУТ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО".
Горячий пример - третьеклассника Дениса два одноклассника подбили в физкультурной раздевалке собрать одежду из шкафчиков, сложить посередине комнаты и облить грязной водой из помойного ведра, которое забыла вылить уорщица. После урока дети вернулись в раздевалку и радостно сообщили одноклассникам, кто это сделал. А Денис и не отрицал. Прежде чем успели вмешаться учителя, Дениса избили мальчишки, которым в зимнее время просто не в чем было пойти домой. А потом примчались родители одноклассников, и скандал приобрёл уже гигантские размеры.


Совместная работа и понимание процесса.


            Многие учителя и родители воспринимают инклюзию ребёнка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку - "попробовать и посмотреть, что получится". "Если у ребенка получится обучаться и сверстники его воспримут, а учителя с ним справятся - значит хорошо, а нет - так будем искать что-то другое". Это изначально уменьшает ценность процесса инклюзии и провоцирует несерьёзное отношение к нему со стороны учителей.
            Если вы не уверены, что ребёнок «потянет», лучше подождите ещё один год, прежде чем приводить ребёнка в школу. Или же откажитесь от таких экспериментов над ребёнком.

 

вверх

 

Рекомендации от психолога школьникам. Школа и ты.

 Просвещение школьников - Рекомендации школьникам от психолога


• Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.
• Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.
• Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.
 
• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.
• Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.
• Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.
• Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.
• Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания.

 

  

 

вверх

 

 

вверх

 

 


 

 

 

 


 

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения