КТД Игры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа № 33"

 

Любить школу - значит любить Родину

 

 

КТД Игры

Игры на развитие творческих способностей

 Вернуться на страницу "Учителям"

 

Лимит времени в творческих играх очень важен. Он заставляет работать с предельной мобилизацией всех сил и способностей, парализуя негативные проявления личности, те же самые амбиции.

1. «Новое применение предмета»

2. «Что бы это значило?»

3. «Что бы это значило?»

4. «Рассказ (сказка) по слову»

5. «Сочинение сказки»

6. «Жанровая сказка»

7. «Живая газета (видеожурнал)»

8. «Час искусства» (проективный рисунок)

9. «Продолженный рисунок»

10. Заход в столовую (в лагере)

11. Творческое съедение (в лагере, в походе)

12. Творческая импровизация.

 

 

«Новое применение предмета»

Это очень простая, но хорошо активизирующая творческие способности игра (или упражнение — в зависимости от формы подачи). Предлагаем всему коллективу (или разделив его на группы и организовав соревнование] выдвинуть как можно больше вариантов применения самых обыкно-
венных и привычных по своему функциональному назначению вещей (кирпич, воздушный шарик, лист бумаги, мяч, пластиковая бутылка, книга). В неразвитых формах коллектива — «на победу» — кто больше предложит вариантов или скажет последний; на более высоких этапах возможна и сама творческая мотивация с выяснением и обсуждением самого оригинального варианта.

«Что бы это значило?»

Предлагается следствие, к которому нужно подобрать наибольшее количество возможных причин. Например — дырка в потолке. Диапазон ответов — от самых банальных (меняют стояк) до самых оригинальных и невероятных (упал метеорит, побег мыши из тюрьмы и т. п.).


«Чем похожи?»

Нужно ответить на вопрос «Чем похожи?», например,лиса и велосипед, воробей и телевизор, контрольная работа и каникулы, — чем полярнее слова, тем большую степень не¬стандартности мышления и творческой гибкости нужно про¬явить, чтобы найти что-то общее.

наверх


«Рассказ (сказка) по слову»

Это уже более сложная творческая игра. У всех участников, сидящих по кругу, есть случайно взятое из общей стопки слово (можно предварительно их написать по буквам алфавита). Первый начинает рассказ (сказку) со своим словом, следующий должен продолжить рассказ, вставив туда каким-то образом свое слово. И так по кругу до последнего участника, который должен и завершить рассказ (сказку].
Творческая реклама предмета. Ведущий вытаскивает из общего банка данных слово – название предмета для каждой команды и засекает минуту времени. Команды по истечении времени должны прорекламировать свое слово.

«Сочинение сказки»

Игра, требующая еще большего напряжения творческих сил. У нее много вариантов. Можно дать задание, заранее определив область творческого поиска с помощью вопроса. К примеру: «Почему коровки божьи?», «Почему лягушки квакают?», «Почему медведь сосет лапу?», «Почему лиса рыжая?».
 Более сложный вариант: коллективное сочинение сказки и возможную ее последующую сценическую постановку по 2-3 случайно выбранным словам. 

«Жанровая сказка»

Используется творческий и игровой прием - синтез жанров. Балет «Репка», трагедия «Курочка ряба», пантомима «Теремок», водевиль «Красная Шапочка», опера «Колобок» —возможные варианты для творческих экспериментов в этой области.

наверх

«Живая газета (видеожурнал)»

Творческая игра, способная значительно активизировать «последействие» любого дела, сделать его подчас важнее и интереснее самого дела. Участники или наблюдатели какого-либо мероприятия делятся по «рубрикам» и представляют прошедшее мероприятия через призму своего «жанра». Рубрики могут быть такими: политика, криминал, «на заметку бизнесмену», «вести с полей», юмор, «нарочно не придумаешь», погода, гороскоп, мода, сенсация, реклама и т. п.— вплоть до взгляда на дело со стороны космических пришельцев, муравьев или уборщицы тети Маши.
 Для этого дела лучше всего подходят именно скуч¬ные и невыразительные мероприятия и события. Если же мероприятие само по себе было удачным и вызвало большой эмоциональный отклик, делать подобное «последействие» по его итогам нецелесообразно. Это просто приведет к эмоциональной перегрузке и усталости.


Творческая импровизация.

Ведущий по очереди каждой команде представляет ситуацию, в которой ее участники должны импровизировать свои роли ровно в течение одной минуты. Эти роли  присваиваются ведущим каждому участнику команды. По условиям этого конкурса, они не должны предварительно договариваться друг с другом о своих действиях, все контакты происходят полностью импровизационно. В течение минуты каждый погружается в свою роль, и по сигналу ведущего все одновременно начинают свои импровизации, стараясь по ходу добиться некоего коллективного действа. После того как одна команда показала свою импровизацию, по аналогичному варианту организуется импровизация другой.
Вот примеры ситуаций и ролей в них:
• «У зубного врача» (врач, пациент, санитар, бормашина, щипцы);
• «На скотном дворе» (доярка, корова, ведро, скотник, петух);
• «В цирке» (клоун, дрессировщик, тигр, канатоходец, ведущий);
• «Артиллерийский расчет в бою» (командир, пушка, подносчик снарядов, заряжающий, снаряд);
• «На пляже» (отдыхающая, ухажер, полотенце, волна, мячик);
• «В магазине одежды» (продавец, покупатель, сто рублей, шуба, носовой платок).

Задание хорошо развивает очень импровизационную гибкость в поведении и мгновенность реакций.

Конкурс ораторов

 

в общекомандном варианте.
Создается импровизированная «трибуна», к которой по очереди должны подходить по одному человеку от каждой команды. Слово из банка данных определяет тему выступлений. Нужно вспомнить все, что связано с этим словом, как-то касается его, рассмотреть все возможные ассоциативные связи и варианты применения. Причем после выступления участника  из одной команды идет представитель другой безо всякой задержки, пока команды не исчерпают все возможные знания, связанные с этим словом.

 


Конкурс ораторов индивидуальный.

 

По итогам коллективного конкурса определяются лучшие ораторы, которые демонстрируют индивидуальное ораторское мастерство по тому же принципу (как только высказал одну мысль один, его сменяет другой), но по поводу другого слова, взятого из игрового банка.

Кольцовка песен.

 

Тему кольцовки определяет ведущий. В более сложном варианте тема определяется взятым из банка данных словом, в ход идут все песни, имеющие даже опосредованное отношение к данному слову, если команда сумеет объяснить это отношение.

Конкурс стихотворцев.

 

Сложное задание в творческом плане, но в случае его успешности приносит «глубокое удовлетворение» от зримых, точнее, слышимых результатов коллективного творчества. Слово из банка данных определяет тему «оды», которую должны сочинить обе команды, причем сделать это коллективно. Первая команда предлагает строчку, вторая должна продолжить стихотворение, или зарифмовать предложенную строчку, или представить дальнейшее развитие стихотворной темы.
Более сложный, но и более интересный вариант заключается в том, что на каждую строчку команде предлагается новое слово, которое она должна включить в свою строчку. Результаты поэтических «потугов» команд целесообразно фиксировать с последующим воспроизведением коллектив¬ного итога.


Звуковая дорожка.

 

Оно похоже на творческую импровизацию, только это импровизация в го-лосовом варианте. Командам даются ситуации, которые те после минутной подготовки и без обсуждения должны озвучить. Остальные слушатели для чистоты восприятия закрывают глаза и наслаждаются минутной «звуковой дорожкой» сначала одной, а затем и другой команды по новой уже теме.
Примеры тем «звуковых дорожек»: «На болоте», «На ферме», «Родительское собрание», «Педсовет», «На уроке», «На перемене», «Нападение индейцев», «В сумасшедшем доме», «Разгар торговли на рынке», «Настройка оркестра» и т. п.
Есть и вариант без предварительной подготовки тем, его условное название — «Звуки оживших предметов». В этом случае команды должны коллективно озвучить слова, взятые из игрового банка.

Суд над словом.

 

Одной команде предоставляется роль прокуроров, другой — адвокатов. В соот-ветствии со своей ролью одни должны «обвинить» понятие, выражаемое взятым из игрового банка словом, а другие — его «защитить». После этого обмен ролями и еще один тур с новым словом.

наверх

«Час искусства» (проективный рисунок)

Обращение к творчеству через призму живописи. Играет также психологическую роль.
Снимает психологическую усталость от интенсивного общения, творческой совместной работы. Позволяет сделать переход от экстравертированности коллективной работы к интровертированному самоуглублению. Каждый обращается к своей индивидуально неповторимой творческой глубине, уходит в нее и именно в ней восстанавливает свои растраченные силы. Каждый рисунок — это часть тебя самого, твоего опыта, твоего видения мира, твоей самооценки, твоего понимания самого себя и других.
Вот примерные темы проективных рисунков: «Пейзаж моей души», «Моя главная проблема», «Моя мечта», «Чего я боюсь», «Праздник души», «Мой абстрактный портрет», «Мое одиночество», «Остров моего счастья», «Я в глазах самого себя», «Я в глазах других», «Обратная сторона души», «Пор¬трет дружбы, «Моя радость», «Мой гнев», «Мой страх», «Мой интерес», «Моя вина», «Моя печаль», «Мое удивление», «Мое отвращение», «Мой стыд», «Моя обида».

 

Рисунки заканчиваются. Дальше - работа по сплочению коллектива.
Результат своего творчества всегда дорог для творца, и он ждет к нему понимающего и бережного отношения. И когда такое отношение проявляется, это рождает ответную эмоцию благодарности и желание еще более открываться и отдавать душу своим друзьям.
Законченные рисунки складываются в стопку, а затем разбираются заново. Каждый получает рисунок какого-то своего товарища или друга. Его задача — вжиться в полученное произведение и попытаться понять, чей же это рисунок. Ведь рисунок — это отпечаток души, и надо постараться понять, чья же это душа «отпечаталась» на рисунке. Если такое постижение происходит, то на обратной стороне листа пишется имя предполагаемого автора. По сигналу ведущего сидящие по кругу участники передают в одну из сторон соседям просмотренные работы и получают от других соседей новые работы, и сеанс «постижения авторства» продолжается. И так до тех пор, пока через каждого не пройдут все работы, то есть пока не вернется первый рисунок.
Далее каждый находит свою работу и подводит итог ее «постижению» своими друзьями. Обращается внимание и на количество угадавших, и на их «персональный состав». Это хорошая информация к пониманию того, кто из сидящих в кругу твоих друзей и товарищей наиболее глубоко по¬стиг твою душу, так что способен определить ее по «отпечатку».
В последействии «Часа искусства» выясняются самые «постигаемые» авторы и самые «непостижимые», их рисунки снова показываются, и каждый еще раз имеет возможность задуматься о своих способностях в постижении чело¬веческой души по продуктам ее творчества.

наверх

«Продолженный рисунок»

Одна из форм совместного художественного творчества, где общий результат складывается из вкладов всех участников «процесса». Каждый участник начинает рисунок, наметив только его общую идею, а затем по сигналу ведущего передает его соседу. Теперь задача каждого — попытаться понять первоначальную идею автора, развить ее, дополнив полученный рисунок, который по сигналу передается дальше. И так до возвращения к тебе твоего первоначального рисунка. С каждой передачей задача все усложняется. Все сложнее среди всех, вполне возможно, искажающих дополнений понять первоначальную идею и добавить к ней что-либо свое. Зато необыкновенно ин¬тересно по результатам, когда к тебе вернулся твой первоначальный набросок, исследовать и анализировать все многочисленные «дополнения», порой такие далекие от первоначального замысла.
Художественные средства – фломастеры.

Заход в столовую (в лагере)

Каждый заход в столовую должен быть не похож на предыдущий. Все начинается с элементарных «обнявшись», «мальчик заносит девочку», «на корточках», «задом», но чем дальше, тем больше растут сложности с вариантами. «Соединившись носами», «поменявшись обувью», «прикрыв глаза руками соседа» —лишь немногие примеры игры «творческой предприимчивости».

Творческое съедение (в лагере, в походе)

Сама еда также может стать объектом творческого исследования. Особенно это касается еды и перекусов во время походов, когда тесному кругу участников не мешают никакие условности для импровизаций:
«Суд над едой» — почему та или иная пища «приговаривается» к съедению.
«Что скажет еда перед смертью» —«выступает» та или иная еда.
«Еда — набор качеств» — представить конкретную еду в виде набора необходимых тебе качеств.
«Еда — буква — качество» — придумать к съедаемой еде качество на твою персональную букву.

 

наверх

Вернуться на страницу Методическая копилка

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения